Медицинская логистика — это достаточно сложный процесс, так как груз требует особенных условий хранения и транспортировки. Для создания необходимых условий не всегда подходит любой транспорт, поэтому к его выбору потребуется отнестись тщательно. Частым требованием для автомобилей является рефрижераторное оборудование, которое нельзя отключать всю дорогу, даже во время стоянки и отдыха водителя. Прописаны и виды датчиков, которыми должна быть оснащена такая машина:
- электронные — должны следить за внутренними параметрами емкости, в которой находится груз, данные этих приборов заносят в график, это позволяет проверить, стабильна ли температура;
- пленочные — это малоинформативный вид индикаторов, который помогает понять, не происходит ли резкого изменения температуры в машине.
Применение датчиков позволяет контролировать режим хранения, понимать, не был ли он нарушен при транспортировке. Несмотря на то, что некоторые приборы не позволяют узнать причину скачка, они стоят недорого и дают возможность контроля качества условий перевозки.
Холодильное оборудование не всегда можно совместить с желаемой маркой автомобиля, кроме этого, не всегда оно ставится на технику, способную бережно перевозить хрупкие грузы. Чаще всего импортные автомобили для этого не подходят, поэтому доставка медикаментов осуществляется автотранспортом российского производства. Лекарственные средства удобно перевозить при помощи рефрижератора, так как он отвечает следующим требованиям:
- возможность сохранять заданный уровень влажности;
- хорошо защищен от внешней среды и загрязнений;
- имеет встроенную карантинную зону;
- за счет использования генератора можно поддерживать заданную температуру постоянно, даже если двигатель машины заглушен;
- доставка товаров становится возможной при температуре от -2 до +25 С.
Кроме этого, часто используют изометрические фургоны. Они не поддерживают температуру, как в холодильнике, однако не позволяют посторонним получить доступ к лекарственным препаратам. Такое оборудование имеет и другие особенности:
1. Долго держит одну температуру. Такой вариант подходит препаратам, которым не требуется строгий режим хранения, они могут обходиться без холодильника, однако медикамент не должен сильно нагреваться или замерзать. В таком кузове не бывает скачков и перепадов температуры, он устроен по принципу термоса.
2. Есть карантинная зона, туда помещают препараты, упаковка которых повреждена.
3. Для того чтобы фургон и его содержимое не подвергались внешнему воздействию, его обшивают ламинированной фанерой. Она хорошо противостоит высоким и низким температурам, защищает груз от влаги. Кузов может быть обшит пластиком или металлическими листами.
4. Машина защищает товар от агрессивной среды, внешних погодных условий. Нет риска порчи из-за загрязнений, контакта с агрессивными средами, веществами, грязи, риска кражи медикаментов.
В некоторых случаях применяется авиация. Перевозить лекарственные препараты в самолете можно, если для них предусмотрена подходящая тара, однако не каждая авиакомпания согласно взять такой груз. Самолеты чаще берут на борт медицинское оборудование, чем медицинские препараты. Это связано не только с условиями хранения, но и с тем, что высокая скорость доставки помогает привезти все необходимое в больницу экстренно.
Самолеты используют для доставки медицинского оборудования и лекарственных средств в удаленные уголки страны, а также за границу, если требуется сделать это срочно или добраться до места назначения по суши нельзя.
Медицинские препараты могут поставляться большими и малыми партиями. Это означает, что транспорт подбирают в соответствии с его грузоподъемностью. Например, автомобили берут на борт от 2 до 10 тонн в зависимости от модели и марки.